Из двух зол или ещё раз о страхах

26.06.2022 0
fears-1200x825.png

Как же часто невозможно сделать выбор! Вот вроде уже видим несколько вариантов – как поступить, а выбрать не можем. А всё потому, что все видимые варианты – плохи, не устраивают нас по тем или иным причинам. Только ведь, не совершая выбор, мы всё-таки выбираем – бездействовать, оставить всё как есть, плыть по течению. Сидим в своём болотце: да – плохо, да – надоело, но всё так знакомо, предсказуемо, привычно и от того безопасно и более или менее спокойно.

А душу ведь не обманешь: она мучается, хочет вырваться на свободу, мечтает о воле, о счастье. Мы же глушим её голос кто чем может – тут все средства хороши: алкоголь, наркотики, азартные игры, секс без разбора, даже сплетни подойдут. Только бы уйти от себя, от этого давящего чувства безысходности.

Всем ясно, что для того, чтобы что-то изменилось, нужно совершать поступки, а не дают это делать огромное количество страхов. По одному из определений, страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии, страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.

Привожу здесь развёрнутое описание всевозможных страхов.

  • Страх смерти.

Страх смерти, страх мыслей о смерти — оборотная сторона инстинкта самосохранения.

Прежде всего, пугает неизвестность. Между нашим состоянием сейчас и тем, что с нами случится через минуту, существует разрыв; этот промежуток заполнен неопределённостью. Человек боится того, что его ожидает. Поэтому у некоторых людей возникает тяга к «уверенности в завтрашнем дне».

Нам ничего неизвестно о нашей судьбе, кроме достоверного факта конца нашего земного существования. И эта абсолютная неизбежность вызывает в нас сильнейшее чувство тревоги. Как можно ощущать себя, зная, что рано или поздно тебя не будет? Как жить, творить и действовать в мире, зная, что всё закончится для тебя? Как общаться с людьми, зная, что каждый из них раньше или позже будет закопан в землю?

Для некоторых смерти не существует в том же смысле, как Антарктиды — каждый знает, что она есть, но не имеет к этому никакого отношения. Знание о том, что человек умрёт, оттесняется далеко на периферию сознания, а иногда — в область бессознательного. Так происходит потому, что включаются механизмы психологической защиты. Когда знание становится невыносимым, человек от него отказывается, — отказывается от единственного достоверного знания о себе.

Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чём и как мы теряем уверенность и силу.

Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение.

Смерть — первичный источник тревоги.

Человек может бояться акта умирания, боли и страдания при умирании; может сожалеть о незаконченных делах или об исчезновении личностного опыта.

Страх смерти опосредованно связан со смыслом жизни: по сути это две стороны одной медали: что за такой смысл человек себе взял, что боится не успеть его реализовать, а точнее — не уверен в возможности его реализации, а то и вообще этот смысл жизни на самом деле не очень-то его устраивает.

С помощью биологии, астрономии, геологии и других сопредельных наук страхи тёмных веков, тисками сжимавшие души людей, рассеялись.

Весь мир сотворён из двух вещей — энергии и материи. Из начального курса физики мы знаем, что ни материя, ни энергия (две известные человеку реальности) не могут быть ни созданы, ни разрушены. Они видоизменяются, но не разрушаются.

Жизнь — энергия, и, как другие формы энергии, она претерпевает различные трансформации и изменения. И смерть — тоже только трансформация. Но если это так, то, стало быть, после смерти наступает длинный, вечный, мирный сон, а сна — чего бояться?

Боязнь смерти: три симптома

1) Мысли о смерти. Эта привычка более распространена среди пожилых людей, но даже молодые часто думают о небытии, вместо того, чтобы наслаждаться жизнью. Нередко это происходит из-за отсутствия цели существования либо из-за неспособности (впрочем, второе слишком связано с первым) отыскать подходящую профессию.

2) Связь со страхом нищеты. Боязнь приближения собственной нищеты либо нищеты, приходящей вследствие чьей-либо смерти.

З) Связь с болезнью или неуравновешенностью. Болезнь может привести к депрессии. Разочарование в любви, религиозный фанатизм, сильный невроз или невменяемость также могут стать причиной страха смерти.

Наилучшее лекарство от страха смерти — страстное желание достичь чего-либо, подкреплённое осмысленным служением другим. Занятой человек о смерти не думает.

  • Страх перед будущим.

Качественное изменение своей жизни не всегда воспринимается человеком. Многие просто боятся расстаться с привычной обстановкой или ввести в свою повседневную жизнь что-то новое, необычное. Это и есть футурофобия – нежелание изменить привычный уклад своей жизни. Люди боятся перемен и часто избегают их.

Страх перед неизвестным будущим — это  страх перед возможными нафантазированными негативными событиями. Как мы узнаём, что это плохие события? Мы сопоставляем возможные события с уже испытанными негативными событиями.

Мы боимся неизвестного, потому что мы боимся плохого неизвестного. Мы ведь не боимся хорошего неизвестного, оно не вызывает страх, а наоборот радость, при страхе хорошие события сразу отметаются умом.  Т.е. стоит нам только подумать о неизвестном событии, ум сразу показывает плохую картину, и возникает чувство страха на основе ранее испытанного страха от чего-то плохого.

  • Страх потери авторитета.

Страдающий таким страхом человек избегает определённых ситуаций и этим содержательно ограничивает свою жизнь. Сюда можно отнести опасения ошибок и неудач, несостоятельности, превосходства других людей, активности подчинённых, естественности, страх быть непонятым, страх критики, страх обмена опытом с коллегами.

Опасаясь ошибок и неудач, человек избегает ситуаций, в которых он вынужден признать или исправить свою ошибку; всячески избегает шуток над собой, сильно нервничает, если оказался в смешном положении; не позволяет шутить другим и сам искусственно пытается выглядеть строгим, сурово относится к людям, создавая между ними и собой стену.

Боязнь потери авторитета приводит и к страху несостоятельности: человек избегает ситуаций, в которых обнаруживаются его пробелы в каком-либо аспекте профессиональной или другой деятельности.

Такие люди считают, что должны скрывать от других свои настоящие чувства и эмоции, дабы не потерять авторитет и тогда общение становится формальным, они постоянно держит дистанцию, надевает маски «холодности», «строгости», «неприступности» и т.д. За этим скрывается страх коммуникации, характерный для людей с пониженной самооценкой.

Особо благоприятную почву для возникновения таких страхов представляют конфликты, без которых не обходится жизнь.

Страх критики подрывает инициативу, разрушает силу воображения, ограничивает индивидуальность, лишает человека уверенности в себе и вообще вредит ему во множестве других случаев. Да… Часто незаживающей раной становится родительская критика. Мать одного из моих клиентов била его почти ежедневно, каждый раз завершая сие священнодействие следующим заявлением: «Ой, как по тебе тюрьма-то плачет, ты и до двадцати без неё не дотянешь». И он таки попал в исправительную колонию… в 17 лет.

Критика вызывает в сердце чувство неполноценности или обиды. Но не привязанности, не любви.

Боязнь критики: семь симптомов:

1) Застенчивость — обычно выражается в нервности, робости в разговоре и при встрече с незнакомыми, в неловкости движений, бегающих глазах.

2) Неуравновешенность — неумение контролировать свой голос, нервозность в присутствии посторонних, плохая осанка и память.

3) Слабохарактерность — нетвёрдость при принятии решений, отсутствие умения чётко объясниться; привычка «откладывать на завтра», бездумное соглашательство с чужим мнением.

4) Комплекс неполноценности — самоутверждение языком; привычка говорить «громкие слова», чтобы произвести впечатление (зачастую — при незнании истинного значения этих слов); подражательство в манере одеваться, говорить и вообще в манерах, пристрастие к сочинительству — в основном на тему о своих достижениях. Такие люди часто кажутся самоуверенными.

5) Экстравагантность — стремление к тому, чтобы всё было, «как у людей», а это неизбежно оборачивается жизнью не по средствам.

6) Безынициативность — неумение использовать возможности для самопродвижения; боязнь высказывать свою точку зрения, неуверенность в своих идеях, уклончивость ответов в разговоре с вышестоящими; неуклюжесть в манерах и речи; лживость.

7) Отсутствие самолюбия — леность души и тела; медлительность в решениях, внушаемость, неумение и нежелание самоутвердиться; пристрастие говорить гадости за спиной и льстить в глаза; непротивление неудачам, привычка бросать с лёгким сердцем любые начинания при малейшей оппозиции со стороны, безосновательная подозрительность; бестактность в разговоре; нежелание признавать свои ошибки.

  • Страх бедности.

Это комплексный набор чувств, касающийся сильно эмоциональных аспектов, таких как вопрос выживания, самоидентичности, счастья, самоуважения и собственной значимости.

Для тех, кто вырос в бедной семье, страх бедности — одно из самых главный препятствий на пути к успеху.

Сильное эмоциональное волнение производит хорошо известный эффект на нас. Оно разрушает в нас способность мыслить ясно и принимать рациональные решения.

Чувство полного бессилия, которое порождает страх бедности, возникает вследствие особого эффекта эмоционального возбуждения, вызванного чувством опасности. Когда вы напуганы (то есть чувствуете, что ваша жизнь находится в опасности), ваше тело автоматически производит сильную стрессовую реакцию, так называемый синдром «нападения-или-бегства», в результате которого в кровь выбрасывается много адреналина. В случае, если ни нападение, ни бегство невозможны, это заставляет вас «замереть» – стать словно парализованным. Конечно, иметь меньшее количество денег или других средств к существованию не является прямой опасностью для жизни, как если кто-то приставляет вам нож к горлу. Но поскольку зачастую мы чувствуем (и очень сильно), что то, что мы имеем, это и есть мы сами, — следовательно, любая угроза тому, что мы имеем, является угрозой тому, кто мы есть – то есть угрозой нашей жизни. И эта автоматическая реакция проявляется даже тогда, если мы сознательно понимаем, что это не так. И это никоим образом не помогает нам справляться с реальной ситуацией.

Страх нищеты — состояние сознания, и ничего больше! Но он способен уничтожить ваши шансы на успех в любом начинании.

Этот страх парализует разум, разрушает воображение, убивает самоуверенность, подрывает энтузиазм, охлаждает инициативу, размывает цели, делает невозможным самоконтроль. Он сводит на нет очарование личности, расстраивает чёткость мышления, препятствует концентрации усилий. Он лишает настойчивости, превращает силу в бессилие ничегонеделания, уничтожает амбицию, снижает память, притягивает неудачи. Он удушает любовь и насилует лучшие чувства души, помыкает дружбой и привлекает несчастье, ведет к бессоннице, тоске и печали… И всё это происходит, несмотря на очевидную истину, что мы живём в мире, перенасыщенном всем, чего только душа пожелает, и между нами и желаемым нет никаких препятствий, кроме одного — отсутствия определённой цели.

Он проистекает из укоренённого в нашем сознании страха стать жертвой своих собратьев. Поведение животных мотивируется инстинктами, но их способности к мышлению ограничены, и поэтому они охотятся друг на друга в буквальном смысле слова. Человек, обладающий высшей нервной и психической организацией, способный думать и рассуждать, не поедает себе подобных — он находит большее удовлетворение в «экономическом людоедстве». Человек настолько жаден, что цивилизации пришлось изобрести всевозможные законы для ограждения его от ближних.

Нищета! Ничто не приносит больших страданий и унижений.

Неудивительно, что мы боимся нищеты. Опыт, передаваемый из поколения в поколение, убеждает, что порой встречаются люди, которым не следует доверять, когда дело касается денег и благ земных.

Боязнь нищеты: шесть симптомов

1) Безразличие — это отсутствие самолюбия, нежелание бороться с нищетой, непротивленческое отношение к любому испытанию судьбы, интеллектуальная и физическая лень, отсутствие инициативы, воображения, энтузиазма и самоконтроля.

2) Нерешительность — привычка позволять другим думать за себя, а самому занимать выжидательную позицию.

3) Сомнение — обычно проявляется в форме объяснений и извинений, призванных покрыть и оправдать свои неудачи; иногда сочетается с завистью к чужим успехам или с их критикой.

4) Беспокойство — стремление искать ошибки у других, жить не по средствам; пренебрежительное отношение к своей внешности, насупленный, хмурый вид; невоздержанность в употреблении алкоголя, иногда — наркомания; нервозность, неуверенность в себе.

5) Сверхосторожность — мысли и разговоры о возможных неудачах вместо концентрации сознания на средствах достижения успеха; знание всех дорог к поражению при одновременном нежелании искать способы, как его избежать; ожидание «своего часа», становящееся постепенно мировоззрением; воспоминания о неудачниках, забвение победителей; суждения в стиле — «ах, всё пустое! всё — дырка от бублика»; пессимизм.

6) Промедление — привычка откладывать на завтра то, что должно было быть сделано год назад; трата всех сил на оправдание безделья — вместо работы, конечно. Промедление, примыкая к сверхосторожности, сомнению и беспокойству, означает также уход, где это возможно, от ответственности; предпочтение компромисса борьбе; согласие с жизненными трудностями вместо их преодоления (ведь потом их можно назвать препятствием, мешающим движению вперёд!); торговля с жизнью за каждый грош, в то время как у неё надо требовать и процветания, и богатства, и изобилия, и счастья, и довольства; тщательное планирование действий на случай неудачи вместо сжигания всех мостов, всех путей к отступлению; слабость и зачастую полное отсутствие самоуверенности, определённости целей, самоконтроля, инициативы, энтузиазма, самолюбия, способности разумно рассуждать; общение с теми, кто смирился с бедностью, вместо стремления к дружбе с богатыми, желающими стать ещё богаче.

  • Страх потери контроля.

Можно стараться «держать руку на пульсе» событий и даже временно преуспеть в этом занятии, но ситуация в результате только ухудшится, так как именно тот, кто управляет, и подвержен страху это управление потерять. Рано или поздно любой человек – даже при наличии у него силы, способностей, авторитета и харизмы – теряет контроль над другими людьми, собой, своим здоровьем, своей жизнью и даже тем, что остаётся после его смерти.

Скорее всего, вам проще повысить свой контроль в несколько раз, прочитать ещё сотню книг (это тоже попытка понять и контролировать), чем, например, побыть какое-то время слабым, чувствовать свою беззащитность или быть растроганным, грустить, злиться, обижаться. «Под замком» могут быть любые чувства «не к месту», или «нехорошие», или «неприятные», или даже «слишком приятные». Ведь проявление чувств – это встреча с собой, а «вдруг я себе не понравлюсь и пойму, что должен измениться», а это трудно, а этого не хочется. Гораздо проще требовать от других, чтобы менялись они.

В некоторых случаях человек боится потерять контроль над собой, над собственным поведением и жизнью. И это происходит также от того, что он не позволяет себе в силу убеждений о необходимости гипертрофированного контроля проявить чувства, когда они ещё не «зашкаливают», не имеют разрушительной силы.

  • Страх перед конфликтными ситуациями.

Страх конфликта имеет, как и всё на свете, как минимум две стороны. Положительная — сохранять мир, стремиться к близости и теплу. Отрицательная — тормозить себя и другого в желании быть собой.

В основном страх конфликта возникает из-за страха перед ссорой, разрывом отношений.

Надевая маску «хорошо, ладно, лишь бы мы не поругались» или «лучше мы не будем видеться, чем мы будем конфликтовать», человек лишает шанса другого принимать себя и с конфликтной стороны тоже, лишает себя шанса быть услышанным и услышать партнера.

Скрывая свои чувства, мы скрываем и себя, и тем самым не даём себе шанса быть собой и не даем другому шанса принять нас такими, какие мы есть, и партнер буквально вынужден любить привычную маску. Обвинения в стиле «ты меня не принимаешь и не любишь таким, какой я есть» на самом деле обвинения самому себе — это я не хочу встречаться со своими чувствами и предпочитаю уходить от конфликта, прячась за маской страха, обесцениванием или игнорированием.

Чем сильнее ваши эмоции, тем меньше у вас шансов на благоприятный исход. Что же влияет на интенсивность ваших эмоций? Степень интенсивности страха, как правило, связывают с индивидуальными качествами характера человека.

Люди боятся, что после конфликта разрушится то доброе, что есть у них сейчас, и отношения не восстановятся.

При возникновении конфликтной ситуации одна из сторон может стараться «замять» проблему. Страх конфликта как такового, страх перед выплеском эмоций вынуждает «прятаться в свою скорлупу». Люди из благих намерений избегают выяснения отношений, чтобы не накалять обстановку. Но, со временем, после таких избеганий и накопления неразрешённых ситуаций, обстановка настолько охлаждается, что спасти отношения может только чудо.

Оценка опасности ситуации практически всегда субъективна и зависит от характера конкретной личности. Человеку свойственно либо преувеличивать опасность, либо преуменьшать её.

Завышение опасности называется трусостью, реальное видение — храбростью, занижение опасности — безрассудностью. При этом трусость и безрассудность по сути две противоположные по знаку эмоции, приводящие к сходным результатам: действиям неадекватным ситуации.

  • Страх не быть любимым.

Одной из областей, где существует невостребованная любовь, являются болезненные или насильственные отношения. Возможно, один из родителей постоянно критиковал вас. Вы стали настолько запуганными и закрытыми, что заблокировали не только болезненные энергии, которые вы не хотели получать, но и любовь. Когда люди причиняют вам вред или делают вам больно, вы естественным образом испытываете отвращение перед близостью с ними и отказываетесь открыть им душу.

Страх не быть любимым ведёт к созависимости – к привязанности к конкретному человеку, без отношений с которым жизнь теряет смысл. Человек с таким страхом чувствует себя либо жалким, ничтожным, недостойным, либо наоборот – считает, что ему должен весь мир. И те и другие обычно не выносят одиночества.

Этот страх восходит ко времени полигамной (полигамия — многобрачие) семьи с её обычаем похищения женщин и привычкой предаваться свободной любви, где только возможно.

Ревность и другие аналогичные виды неврозов вырастают из унаследованной боязни потерять объект своей любви. Он вносит более всего беспорядка в жизнь тела и духа.

Боязнь неудачи в любви: три симптома:

1) Ревность: привычка подозревать близких друзей и любимых без всяких на то оснований; обвинение жены или мужа в неверности; всеохватывающая подозрительность, абсолютное неверие.

2) Поиск промахов у всех: друзей, родственников, коллег, любимых по малейшему поводу либо же при отсутствии такового — всё равно.

3) Авантюризм: склонность к рискованным предприятиям, воровству, жульничеству и другим опасным деяниям с целью добыть денег для любимых, с верой, что любовь можно купить; влезание в долги для покупки подарков, чтобы показать себя с лучшей стороны; бессонница, нервозность, отсутствие настойчивости, самоконтроля, самоуверенности, слабоволие, плохое настроение.

  • Страх одиночества.

Проблема одиночества чем-то напоминает огромный айсберг: есть небольшая, для всех видимая и всем понятная верхняя часть, но есть также вторая, гораздо более объёмная часть, погружённая в воду и остающаяся вне досягаемости человеческого взора, общих обсуждений и всё объясняющей, доступной и понятной человеческой логики.

Когда мы рассматриваем поверхностную часть айсберга, становится очевидно, что состояние одиночества возникает тогда, когда отсутствуют контакты с окружающим миром и другим человеком или когда они по той или иной причине оказываются проблематичными. С этой позиции, ключевой проблемой одиночества, вокруг которой всё крутится и внутри которой ищут причины этого состояния и выходы из него, становится животрепещущая и действительно важная тема взаимоотношений человека с человеком.

Кто-то чувствует себя одиноким, потому что в его жизни нет поистине любимого человека, родственной души, с которой он мог бы делить и горе, и радость. Другой в своём одиночестве тоскует просто-напросто по самому факту — быть по-настоящему любимым кем-либо, занимать в жизни хотя бы кого-то, пусть даже собаки, центральное место. Многие чувствуют себя одинокими, потому что среди множества людей, которые их окружают, даже среди родных и близких, не находят тех, кто мог бы по-настоящему понять их мысли, чувства, сокровенные мечты и стремления.

Многие чувствуют себя одинокими, потому что их столько раз бросали, подводили, обманывали, что они уже не верят никому и ни во что, даже тогда, когда люди пытаются приблизиться к ним с вполне искренними и вполне благими намерениями.

Однако, проблемы в отношениях — последствия, но не причины одиночества.

Невозможно не упомянуть об одиночестве сильных и психологически стабильных людей, у которых все требуют помощи и совета, к которым можно в любое время прийти и поплакать на плече, забывая о том, что эти «сильные» люди так же одиноки, потому что им самим не на кого опереться, не у кого попросить совета, понимания и поддержки.

Если понаблюдать за тем, как страх одиночества проявляется на поверхности нашего «айсберга», можно увидеть, что он базируется на одном основном представлении. Чувство одиночества всегда напрямую связано с моими отношениями с другими людьми. Если они складываются, то я не одинок, а если не складываются, то получается противоположное. Соответственно, если мы остаёмся верны этим правильным, но поверхностным представлениям и не пытаемся взглянуть на проблему поглубже, получается, что благополучие и спокойствие нашей души и наше ощущение счастья зависят не от нас самих, а от других людей.

Подлинное одиночество отнюдь не определяется тем, как у нас складываются взаимоотношения. Потребности Души не определяются другими людьми, тем, как они к нам относятся, а зависят исключительно от нас самих, от того, как мы относимся к жизни, к вопросам существования, к другим людям, к окружающему миру. Мудрые говорят, что подлинное одиночество — это одиночество Души, а оно наступает тогда, когда не удовлетворяются её насущные потребности. Душа тоскует не только по подлинным взаимоотношениям, а по всему тому, что дало бы ей возможность раскрыть свои потенциалы, свои сокровенные мечты, своё благородство и свою глубокую мудрость.

Душа нуждается в смысле жизни. Она должна знать, ради кого и ради чего живет и умирает. Ей необходимо мечтать глубоко и сильно и иметь любимое дело, через которое эти мечты могли бы осуществляться.

  • Страх перемен.

Для успешной самореализации нужны трудолюбие, последовательность и характер — и это первооснова любого успеха. Ведь с самого начала личность, ориентированная на самореализацию, сталкивается с тремя главными бичами. Это:

– страх действовать;

– сомнение (в собственных силах и ресурсах);

– и беспокойство (за будущее)

Что мы делаем? Мы мысленно прокручиваем варианты проигрыша, и не идём на запланированную встречу. Отменяем интересную поездку, отказываемся от выгодного обмена…

Почему? А потому что мы уже сами придумали все аргументы против, и сами себе отказали. Мы сами играем против себя, и играем настолько хорошо, что проигрываем в большинстве случаев.

А что такое «недостойны»? И кто «достоин»? И почему? И в чём же это мнимое достоинство? Ответив на эти, вроде бы не сложные вопросы, мы понимаем, что за «не достоин» кроется банальная трусость. Та самая «игра против самого себя».

Что такое перемены? Это нарушение привычного уклада жизни, в котором тепло и уютно, не нужно напрягаться, что-то делать, достаточно спокойно двигаться по течению, потому что всё ясно и понятно. И любые изменения воспринимаются, как негативные, потому что они требуют активности, без которой прежде было комфортно.

Всё начинается с того, что мы привыкаем жить и действовать по определённому сценарию, и отвыкнуть от выбранной роли сложно даже спустя годы. Вот и появляется желание подстраивать окружающий мир под собственные интересы либо не трогать ничего в сложившемся порядке вещей. Решив однажды подчиниться авторитарным родителям, и в новой семье мы вряд ли будем играть ведущую роль. Но может случиться и так, что максимально комфортное существование в сегодняшнем дне будет мешать шагу в будущее, даже если этого требуют социальные правила и нормы.

Возможно, людям кажется, что меняя кардинально какую-то часть своей жизни, они навсегда закрывают для себя всё то, что было хорошего до этого: вроде и будущее пока непонятно, но и от прошлого приходится отказаться.

Кроме того, многие люди боятся перемен вследствие задержки ролевого развития. Что это значит? Мы всю жизнь играем роли, некоторые из которых становятся привычными. Например, мужчина может привыкнуть играть роль неженатого человека. В какой-то момент жизнь заставляет принять новую роль – роль мужа. Эта новая роль, разумеется, предъявляет к человеку определённые требования.

Страх перемен – это ещё и страх посмотреть на мир другими глазами.

Одновременное желание перемен и страх, что они случатся – это внутреннее противоречие, которое присутствует практически в каждом из нас. Почему?

1) Потому что мы не знаем, в какую сторону изменится наша жизнь. А вдруг всё пойдет наперекосяк.

2) В результате каких-то действий изменится не столько жизнь, сколько мы сами. А разве мы готовы меняться? Ни за что на свете! Пусть меняется всё вокруг, пусть мир прогибается под нас, но мы упорно будем стоять на своём! Ведь все мы хотим быть правыми всегда и во всём! Мы хотим быть правы даже там, где не правы и прекрасно понимаем это.

Перемены, даже если они сулят быть приятными, всё равно доставят какой-то дискомфорт, к которому придётся привыкать.

Есть люди, которые уверены, что судьба «и на печке найдет», и во всём полагаются на течение жизни.

Другая категория — те, кому страшно нести на своих плечах ответственность. Такие часто что-то планируют, размышляют и даже обсуждают всё это дело. Но вот делают только то, что не несёт никаких рисков. Если их же собственный проект предполагает какой-то риск — репутационный, финансовый или какой-либо ещё, можно даже не ждать, что они перейдут к активной фазе действий.

  • Беспричинный страх (тревожность).

Это состояние души, предчувствующей что-то тяжёлое, мучимой безотчетным сомнением, неуверенностью в отношении будущего или страхами на фоне повышенного возбуждения. В тревожном состоянии организм находится как бы начеку, будучи готовым в любой момент к бегству или к борьбе.

Сутью тревожности является сильное преувеличение чувства беспомощности и страха, проявляющиеся в случае несоразмерной, незначительной или даже несуществующей угрозы.

Причинами тревожности могут быть различные факторы:

1) Угроза.

2) Опасность. Это могут быть различные опасности от войны до визита к зубному врачу.

3) Ощущение собственной значимости. Большинству людей нравится прекрасно выглядеть и показывать себя с лучшей стороны. Мы ощущаем угрозу во всём, что способно повредить образу нашего «я».

4) Отделение. Смерть близкого человека, переезд, развод и др. – всё это может заставить нас беспокоится за будущее.

5) Ценности. Человек может испытывать беспокойство, узнав, что его могут лишить каких-либо свобод или привилегий в обществе.

6) Действие бессознательных процессов. В основе некоторых видов тревожности могут лежать бессознательные душевные движения

Другими причинами тревожности являются конфликт, неудовлетворённые потребности, физиологические причины, индивидуальные отличия или особенности того или иного человека.

Беспокойство — состояние сознания, происходящее от страха. Оно действует медленно, но настойчиво. Шаг за шагом оно «окапывается» в сознании, пока не парализует способность человека к здравому рассуждению, не разрушит его уверенность в себе и инициативность, беспокойство — это вид непрекращающегося страха, имеющего причиной нерешительность, и, стало быть, это также состояние сознания, которое можно и должно контролировать.

Расстроенное сознание беспомощно. Таковым его делает нерешительность. У большинства из нас недостает силы воли быстро принимать решение и уж потом (когда оно принято) держаться за него.

  • Страх пустой траты времени.

Человек не может мысленно «остановиться». В уме постоянно прокручивает события прошлого или будущего, ведёт бесконечные диалоги с оппонентами. «Крутит» одновременно несколько мыслей, пытается удерживать в сознании огромное количество информации, всё контролирует. Абсолютно не переносит критики.

На уровне поведения проявляется явная неслаженность действий вследствие того, что мысли опережают поступки. Начатые дела часто не доводятся до конца, но, когда это становится явным, человек находит тысячи уважительных причин для объяснения этого себе и окружающим. Невозможность отдыха: при короткой остановке появляется чувство вины, тревожность.

  • Страх быть обманутым – недоверие себе и нежелание учиться, человек не даёт ни себе, ни другим права на ошибку, претензия на «автоматическое» совершенство и справедливость, идеальность себя и других при одновременном сознавании невозможности этого.
  • Страх болезни.

В целом человек боится болезней из-за посмертных страхов, внушённых в его сознание, и из опасения возможных экономических последствий.

Симптомы этого почти всеобщего страха таковы:

1) Самовнушение — поиск и предположение в себе симптомов всех мыслимых болезней, «наслаждение» воображаемыми недугами и рассуждение о них, как о настоящих; постоянные разговоры об операциях, несчастных случаях и т.д.; экспериментирование без врачебного контроля со всяческими диетами, физическими упражнениями, способами похудения; использование домашних средств, патентованных лекарств и шарлатанских снадобий.

2) Ипохондрия — привычка так говорить о болезнях, так на них концентрироваться, так, почти сладостно, ожидать их прихода, что в конечном итоге это оборачивается нервным стрессом. Никакая микстура ни из какой бутылки (даже из той, из которой был выпущен джин) такое не излечивает. Ипохондрия приходит вместе с плохими мыслями, и ничто, кроме мыслей хороших, от неё не избавит. Говорят, что ипохондрия приносит здоровью такой же ущерб, как принесла бы сама болезнь, будь она не воображенной.

3) Вялость. Боязнь заболеть нередко препятствует занятиям физическими упражнениями: это обычно кончается избыточным весом и становится причиной малоподвижного, в основном, домашнего образа жизни.

4) Впечатлительность. Страх болезней подрывает силы организма к сопротивлению и создаёт благоприятные условия для приобретения любого недуга. Страх болезней может неприятным образом соединиться со страхом нищеты, особенно у ипохондрика, постоянно беспокоящегося о том, что ему придется оплачивать счета за лечение. Да уж, такие люди тратят немало времени на подготовку к своим болезням. А ведь есть еще смерть — о ней им тоже надо поговорить, накопить деньги для оплаты места на кладбище и похорон…

5) Самолелеянье — свойство взывать к сочувствию окружающих, используя воображаемую болезнь как приманку; стимуляция болезни для оправдания простейшей лени или же отсутствия амбиции.

6) Невоздержанность — привычка употреблять алкоголь или наркотики для избавления от головных болей, невралгий и т.д. вместо устранения их причин.

7) Беспокойство — пристрастие к чтению медицинской литературы и всяких брошюрок, рекламирующих патентованные препараты — и последующее естественное беспокойство, как бы не захворать.

  • Страх страхов. Это боязнь того, что вам снова придётся пережить ощущения страха, которые когда-то вас терзали. Страх перед страхами не связан с ситуациями, вызвавшими негативные переживания, он замкнут сам на себе и не требует никаких внешних подпиток.

Люди больше всего боятся страха и стремятся избежать этой эмоции, как можно быстрее. Однако, избегание не есть освобождение. Бороться со страхами можно в одиночку. Но легче это делать при поддержке психолога или психотерапевта. При помощи специалиста это будет гораздо эффективнее.


Комментарии

Ваша эл. почта не будет опубликована Обязательные поля помечены "*"


Реквизиты

Индивидуальный предприниматель
Палюшик Елена Владимировна

Свидетельство о государственной регистрации № 291103626, выдано 28.04.2012 администрацией Московского района г. Бреста.

224032, Республика Беларусь, г. Брест, ул. Сов. Конституции, д. 29-90

тел. +375 (29) 792-99-45, Email: Elenavladim@mail.ru

Режим работы: ВТ — ЧТ: 13:30 — 21:30. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА.

© Палюшик Е. В., 2024

payments